Организация наставничества
Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
- приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Наставничество это | ||||
---|---|---|---|---|
кадровая технология, позволяющая передать знания непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке. | осознанный выбор педагога: как наставника, так и его подопечного. | не только для молодых педагогов, но и для специалистов, квалификацию которых по различным причинам необходимо развить. | не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. |
Нормативно-правовые документы и методические материалы
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
- Методические материалы и рекомендации http://cnppm.iro.yar.ru/?page_id=878
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского муниципального района от 30.11.2022 №858/01-10 «Об организации работы по внедрению системы наставничества педагогических работников в Тутаевском муниципальном районе»
- Положение о системе наставничества
- Муниципальный план мероприятий (дорожная карта)
- Инструктивно-методические материалы
- Инструкция по работе в АСИОУ
- Примерное положение о наставничестве
- Форма плана мероприятий (дорожной карты)
Уровень образовательной организации
- Приказ об организации работы по внедрению системы наставничества педагогических работников в МДОУ №4 «Буратино»
- Приказ о назначении куратора внедрения и реализации системы наставничества педагогических работников в МДОУ №4 «Буратино»
- Положение о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №4 «Буратино» Тутаевского муниципального района
- Приказ о закреплении наставнических пар в 2023-2024 уч. году
- Приказ о закреплении наставнических пар в 2024-2025 уч. году