Коррекционно-педагогическая работа в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР

По данным Российской Академии Медицинских наук,  сегодня около 85 % детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья.  Количество детей, которым требуется  коррекционно-педагогическое  сопровождение, достигает в дошкольном возрасте от 25-45%, более 60% детей относится к  «группе риска». Этот факт  определил необходимость  изучения  этой категории детей и организации им психолого- педагогической  помощи.

В 2008 году в рамках проекта «Организационная и содержательная модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях специальной группы детского сада комбинированного вида» в нашем саду № 4  «Буратино» была открыта коррекционная группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Многих родителей поначалу очень пугают эти три буквы: ЗПР. Но, к сожалению, сегодня в медицинской карте ребёнка нередко можно встретить такой диагноз. Нас, педагогов, вначале тоже настораживало: что такое ЗПР? Какие дети к нам придут? как с ними работать?

Порядок приёма в эту специализированную  группу отличался от приёма в обычный детсад. Первое, что надо было сделать родителям, – получить направление от врача. С этим направлением пройти  ПМПК ( психолого-медико-педагогическая комиссия). С заключением от ПМПК обратиться к заведующей  детским садом.

Основу этой группы составили дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема – это пониженная  обучаемость,  обусловленная различными причинами. У всех детей отмечалось незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступали сверстникам в физическом развитии, отличались низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, необщительностью, агрессией, несформированностью  игровой  деятельности.

Целенаправленная работа с дошкольниками, имеющими ЗПР, началась с выбора  программы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.  Была утверждена программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» автора Шевченко С.Г. Эта программа предполагала не только совершенствование усвоенных  детьми игровых, бытовых и других умений, но и коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, счётом, письмом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Разрабатывая  адаптивную  программу, мы  учитывали  состояние и уровень развития ребенка и  выстраивали  обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие. В совместной деятельности с детьми мы применили  коррекционно-вспомогательные  технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Коррекционную  работу  построили по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальными  образовательными  стандартами, утверждёнными  ФГТ.   
Значительное место занимала  индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем).  Коррекционно-развивающее  обучение  строили  с учетом  актуальных возможностей детей, на основе охраны и укрепления  их здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности.
         Основополагающим принципом в работе группы стал гуманистический индивидуальный подход, при котором учитывали  личную  историю ребёнка, его семьи, специфику  проблем ребёнка с последующим их успешным разрешением и исправлением.

Участниками коррекционного процесса стали дети, родители и педагоги: дефектолог Новикова В.А., воспитатели Погодина Т.С. и Горянина Л.А., психолог Ермакова А.В., воспитатель по коррекционной ритмике Белякова Т.А., логопед  Васильчишина Н.П., инструктор по физической культуре Смирнова Н.С., музыкальный руководитель  Батова О.Ю.

Педагогический коллектив группы при поддержке заведующей Горбуновой Э.С. постепенно стал решать круг проблем, возникших при открытии группы: оборудование кабинета дефектолога, оснащение предметно-развивающей среды в группе,  обеспечение  коррекционно-воспитательного процесса  программно-методическими пособиями.

Главной установкой в работе стало следующее:  к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, что он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он  может,  несмотря на имеющиеся нарушения.  Поэтому мы решили использовать теорию инклюзивного воспитания, чтобы дети чувствовали, что они такие же, как все. Многие мероприятия проводились совместно: праздники, спортивные соревнования, посещение спектаклей, проведение утренней гимнастики.  Дети коррекционной  группы не были в стороне от жизни всего детского сада.

Одной из трудностей  первого набора была неоднородность контингента детей. Были дети с  физическим инфантилизмом, с соматической недостаточностью (хроническими заболеваниями),  с педагогической  запущенностью, с неуравновешенной психикой, обусловленной гипоопекой или чрезмерной деспотичностью родителей. Выстроить единый вид деятельности было трудно, занятия  носили разноплановый характер. Встал вопрос  об  углублённой диагностике, о дифференцированном подходе к набору детей в коррекционную группу.  Для консолидации усилий и обеспечения системы комплексного сопровождения и решения проблем ребёнка, для оказания многопрофильной помощи детям и их родителям  решили создать консилиум (ПМПК). Разработали Устав, Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, утвердили его состав.  С помощью консилиума мы постарались наладить систему взаимодействия всех служб детского сада: медицинской, методической, воспитательной,  психологической, логопедической.

 Специалисты, включенные в состав    ПМПк,  выполняли  работу в рамках основного рабочего времени, составляли  индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии  и осуществляли  коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ.  Обследование ребенка специалистами ПМПк  осуществлялось   по запросам родителей или сотрудников   ДОУ с согласия родителуй (или законных представителуу) и на основе Договора между ДОУ и родителями  воспитанников.  Обследование проводилось  каждым специалистом ПМПК  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки.  Обследовался  общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.  По данным обследования каждым специалистом ПМПК  составлялось заключение и разрабатывались  рекомендации. На каждого ребёнка составлялся план  индивидуального  маршрута  сопровождения. Промежуточная диагностика результативности проводилась в декабре, а итоговая –  в конце года. На заседаниях ПМПК  обсуждались  результаты диагностической, корреционно-развивающей, консультативно-методической работы и  выдавались  рекомендации для эффективной педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям и их семьям, нуждающимся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.

 Опыт работы подсказал, что чем раньше начать отслеживание детей с отклонениями, тем положительнее будет результат. Так был открыт консультативный пункт в нашем ДОУ. Дети, посещающие консультативный пункт,   получали навыки ранней адаптации, что облегчало им период привыкания к посещению детского сада. Воспитатели имели возможность  первичных  наблюдений.  Родители получали квалифицированную помощь, повышали свою компетентность в вопросах воспитания.

Таким образом, вся работа по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями велась комплексно:   консультативный  пункт, консилиум, коррекционная группа.

Подводя  итоги за пять лет работы, можно сказать, что мы достигли  неплохих результатов. Первые наши выпускники уже учатся в 5-м классе. За время работы группы с 2008 по 2013 год была оказана помощь 53 детям. В  школы  на конец 2013 года был выпущен   31 ребёнок. Информация о количестве детей, посещающих группу и выпущенных в школу за каждый учебный год, представлена в таблице.

 

Учебный год

Количество детей

Выпущено в школу

2008 – 2009

9

3

2009 – 2010

13

10

2010- 2011

11

9

2011 -2012

9

4

2012 – 2013

11

5

 

Все дети,  выпускающиеся в школы в конце года, отправляются на  ПМПК  повторно, где им подтверждается либо снимается диагноз и даются рекомендации для дальнейшего обучения. Дети с диагнозом ЗПР  обучаются в классах  коррекционно-развивающей направленности VII вида общеобразовательной школы № 4, дети с лёгкой степенью умственной отсталости  обучаются в классах VIII вида Емишевской  общеобразовательной школы. Дети, которые по результатам диагностики оказались не готовы к школьному обучению, продолжают посещать коррекционную группу детского сада.  За 5 лет практики были и такие дети, у которых задержка в развитии была полностью исправлена,  и диагноз с них был снят. Такие дети обучаются в обычных классах. Все усилия педагогов группы направлены на то, чтобы таких детей становилось больше.

Группа продолжает стабильно работать. В свою работу педагоги внедряют новые современные технологии.  Используют в работе компьютер, проводят интегрированные занятия, принимают участие в проектной деятельности.

Основным специалистом в коррекционной  группе является педагог-дефектолог,  который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог. Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых, дефектолог  проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

При обследовании дефектолог,  прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатели, логопед.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, магнитофон с аудиозаписями, музыкальные инструменты, компьютер,  много разнообразного дидактического наглядного материала.  Дефектолог в детском саду  регулярно проводит не только фронтально-подгрупповые занятия, но и индивидуальные занятия.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является ведущим видом деятельности для детей этого возраста. Занятия с детьми проходят в игровой форме.

 

Игротерапией, которая  является  сильнейшим средством реабилитации личности ребёнка, дефектолог занимается совместно с психологом. Развивающие  игры психолог проводит в сенсорной комнате. Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она наполнена различными предметами, которые  способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, создаёт ощущение  покоя, дети успокаиваются, исчезает агрессивность.Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно пройти под «дождём» и не намокнуть, окунуться в «сухой бассейн», помечтать в «уголке уединения». Сенсорная комната – это один из шагов на пути к детскому саду будущего, это успешная реализация одной из десяти областей основной общеобразовательной программы –  «Познание».

Дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда,  на основании решения ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) посещают занятия с логопедом.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Современные наблюдения  в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремлюсь  к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы, способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи  стараюсь создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. В кабинете для коррекции нарушений звукопроизношения имеется настенное зеркало, индивидуальные зеркала, тренажёры, массажёры  для артикуляционной и дыхательной гимнастики, большое количество картинного материала для закрепления и автоматизации исправленных звуков, альбом с наглядным  материалом для логопедического обследования, папки по лексическим темам, картотеки картинного материала по формированию лексико-грамматических категорий, пазлы, массажные мячи для развития мелкой моторики, игры на развитие голоса и многое другое.

Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет параллельно с формированием чувства ритма. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека и высшей психической деятельностью и поведением. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движения. Значит, для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический. Возникает необходимость в комплексном развитии мышления, речи, моторики ребенка. Педагогический опыт показывает, что этому в значительной мере способствует коррекционная ритмика. Цель коррекционной ритмики – преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге – лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Воспитателем Беляковой Т.А. была разработана система занятий по коррекционной ритмике с детьми с ЗПР. Дети коррекционной ритмикой  занимаются с большим энтузиазмом.

Все специалисты и воспитатели коррекционного звена работают взаимосвязано.  Коллектив педагогов ДОУ — стабильный, с большим  потенциалом, это по­зволяет решать самые сложные задачи, составлять методические раз­работки, успешно осваивать новые педагогические технологии, осуществлять  инновационную деятельность в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения стали системность, це­лостность и конкретность. Систем­ный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиня­ясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. Целостность выражается в пол­ном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспи­танию, обучению и коррекции раз­вития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Свою педагогическую деятельность мы ос­новываем на тезисе Л.С. Выготско­го «Дефективным ребенка делает не его дефект, а отношение общества к нему и его (ребенка) собственное отношение к самому себе».

 Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, культурно- досуговых, спортивно-оздоровительных, медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опы­та, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора и толерантного поведения.

Н.П.Васильчишина, 

логопед